+7(925)003-38-28
        Фотогалерея
        Блог
        Наши партнеры
       
   

Гирокар Луиса Суинни

Сигвей и гироскоп, как известно, понятия взаимосвязанные. Без второго не было бы первого. А знаете ли вы, что когда-то в мире могла состояться настоящая автомобильная революция, переход с четырех колес на два? Наш сегодняшний рассказ – о гирокаре изобретателя Луиса Суинни, чуть было не взорвавшем (в смысле радикальных перемен) весь мир транспорта.

Дело П.П. Шиловского в области построения гирокаров продолжил Луис Суинни (Louis Swinney), американский инженер. Рекламная компания, посвященная раскрутке его проекта, представляла гирокар Суинни как «первый автомобиль с гироскопом в конструкции, который не наклоняется при поворотах». Естественно, американцы в данном случае пошли против фактов: на дворе стоял 1962 год, а первый гирокар продемонстрировал россиянин П.П. Шиловский, причем еще в далеком 1912 году.

s12

В прессе США, кстати, поднялась невероятная шумиха, спровоцированная появлением этого фантастического концепта. Впрочем, в самом начале второй половины 20 века каких только концепт-каров не появлялось: вспомнить хотя бы Бэтмобиль Lincoln Futura (1954) или целое поколение «газотурбинных» авто General Motors Firebird.

Кар Л. Суинни носил название Gyro-X. Финансирование проекта осуществляла компания Gyro Transport Systems (в создании машины также принимали участие инженеры фирмы: к примеру, дизайн кузова разработал знаменитый инженер Алекс Тремулис, Alex Tremulis). Gyro-X – спортивный автомобиль, он должен был стать лишь «первой ласточкой» в серии машин на гироскопах, которую хотело запустить руководство Gyro Transport Systems. Все зависело от того, насколько успешной окажется «первая ласточка». К примеру, совершенно точно известно, что боссы GTS собирались выпускать «семейные» пикапы (на двух колесах, само собой).

Параметры гирокара Суинни были таковы: высота – 1,2 м, ширина – 1,06 м, масса – 843 кг. У автомобиля было два сердца – бензиновый движок на 80 л.с. и гироскоп весом 12 кг, разработанный Томасом Саммерсом-мл. (Thomas O. Summers Jr.).

Т. Саммерс-мл., кстати, к началу 1960-х гг. разработал и запатентовал более полусотни изобретений, как нельзя более тесно связанных с гиродинамикой. Гироскоп в машине россиянина Шиловского весил 600 кг. Почувствуйте разницу, как говорится. Гироскоп в каре Суинни ракручивал полуметровый ротор, маховик, таким образом, мог «выдавать» до 6000 об./мин., чем, собственно, и компенсировался недостаток в массе.

s13

Машину Суинни можно было назвать торпедой, причем в буквальном смысле: узкая, с обтекаемым корпусом, она распарывала воздух, как торпеда распарывала бы водное пространство. Никакие четырехколесные конкуренты и мотоциклы не могли поспорить с этим концептом в плавности и быстроте передвижения: гирокар развивал скорость более 200 км/ч («четвероногий» собрат мог повторить этот результат только в том случае, если бы располагал двигателем в 320 л.с.).

Конструированию колес гирокара также уделялось громадное внимание (как и остальным составным частям этого проекта): в итоге они получились очень узкими и с овальным профилем, что минимализировало потери энергии при трении. Были у гирокара и вспомогательные колеса (по бокам, как и у машины Шиловского), которые убирались внутрь кара как шасси самолета, как только он начинал двигаться. Фактически, эти дополнительные колеса не были нужны Gyro-X, так как он мог стоять и передвигаться на самых малых скоростях и «на своих двоих».

Во время шоу на гоночных треках, на которых демонстрировался концепт, зрители могли наблюдать, как торпеда Суинни на бешеной скорости выполняет самые крутые повороты сохраняя при этом вертикальное положение. Кроме того, при перенастройке механизмом автомобиля, мог получиться следующий эффект: при повороте влево машина могла «заваливаться» на правый бок. Согласитесь, совсем уже фантастическая ситуация. Тем более в начале 1960-х гг.

Ротор стал как одним из самых главных плюсов автомобиля («потреблял» для раскрутки маховика всего 1% мощности ДВС), так и самым явным минусом. У Gyro-X была большая «роторная» проблема – проблема раскрутки данного механизма. Как минимум, водитель должен потратить порядка трех минут на то, чтобы раскрутить ротор до нужной скорости (то есть такой, которая обеспечит работу малого по массе гироскопа). Таким образом, у торпеды Суинни был просто кошмарный недостаток: ни о каком «быстром старте» на ней и речи не шло.

Планы серийного производства Gyro-X так и остались лишь «на бумаге» боссов Gyro Transport Systems. Безусловно, двухместная машина потребляла мало бензина, развивала дикую скорость, но главный недостаток, связанный с невозможностью быстрого запуска, так и не был устранен. В итоге Америка выбрала четырехколесный транспорт. К тому же рекламная компания Gyro-X казалась каплей в море по сравнению с той «атакой на умы» американцев, которую вел концерн General Motors.

Как итог: Gyro-X стал достоянием истории. Следы концепта затерялись еще в начале 1970-х гг., так что сейчас неизвестно, существует ли он в природе в принципе или несколько черно-белых фотографий, сделанных в 1960-е гг., — это все, что от него осталось.

Статьи       Прокат       Маршруты       Аренда       Продажа       Контакты