+7(925)003-38-28
        Фотогалерея
        Блог
        Наши партнеры
       
   

Сигвей и гироскопы

Сигвей – инновационное транспортное средство, удерживающее равновесие за счет гироскопного аппарата. Однако как все начиналось? Вы, наверняка, удивитесь, но первые транспортные средства на гироскопе стали появляться уже в начале 20 века, одно из них – легендарный гирокар Шиловского. Однако объясним, что такое гироскоп (для непосвященных читателей) и кто такой Шиловский.

Гироскоп – это устройство, которое способно реагировать на изменение положения тела, связанного с ним, относительно инерциальной системы координат (тут вступает в силу закон импульса). Сам термин ввел в науку французский астроном и физик Жан Бернар Леон Фуко (Jean Bernard Léon Foucault). Впервые термин «гироскоп» был озвучен на докладе Фуко для Французской Академии Наук в 1852 году.

Петр Петрович Шиловский – российский дворянин, губернатор Костромской и Олонецкой губерний, юрист, изобретатель-самоучка. В 1909 году в Российской империи, США, Англии, Франции и Германии он получил патент на устройство «для сохранение в равновесии повозок и других находящихся в неустойчивом положении тел».

Уже в 1911 году П.П. Шиловский показал в Санкт-Петербурге модель монорельсовой (!) железной дороги с поездом, в конструкцию которого входил гироскоп. Тогда же он занялся разработкой гирокара. В 1912 году, приехав в Лондон, изобретатель продемонстрировал чертежи своей машины боссам фирмы Wolseley Tool & Motorcar Company.

На чертеже гирокар представлял собой четырехместную машину с двумя колесами на продольной оси. В качестве сердца – ДВС. Гироскопический эффект тяжелого маховика позволял авто стоять на месте без подпорок и передвигаться на самых малых скоростях без всякой опасности для пассажиров: машина, как ни странно, не падала. Англичане пришли в восторг от задумки Шиловского и согласились спонсировать его проект.

s14

Гирокар был создан за год (очень короткий срок для машиностроения начала 20 века). Диаметр гироскопа-диска составлял 1 м, толщина – 0,12 м, масса – 600 кг (масса каждого из двух маятников по бокам – 50 кг). Чтобы раскручивать этот гигантский маховик, в конструкции был предусмотрен электродвижок с мощностью 1,25 л.с. и потенциалом 110 V. Электромотор приводила в действие динамо-машина, связанная с ДВС. Несмотря на колоссальную массу авто (2750 кг), гироскоп отлично справлялся со своей задачей.

27.11.1913 года гирокар впервые испытали в действии. Сначала четверо человек на машине катались по территории завода Wolseley Tool & Motorcar Company. Они ходили по открытому салону, раскачивали машину, но она в вертикальном положении даже при самых малых скоростях. После этого гирокар выехал на улицы британской столицы и изумленные горожане, не веря своим глазам, наблюдали неспешный променад двухколесной машины по проспектам Лондона.

Несмотря на удачный «первый старт», гирокар требовал доработки. Изобретатели вносили изменения в конструкцию авто вплоть до 28.04.1914 года, когда транспортное средство было официально продемонстрировано в Регентском парке Лондона (центр города). Во время презентации П.П. Шиловский специально старался ехать как можно медленнее, чтобы зрители поняли, что устойчивость гиростабилизированного двухколесного автомобиля совсем не зависит от скорости передвижения. Луи Бреннан, изобретатель ирландско-австралийского происхождения, который впервые использовал гироскоп для постройки торпеды и монорельсового поезда, в те годы с восторгом отзывался об изобретении П.П. Шиловского.

Первая мировая война поставила жирный крест на планах изобретателя относительно массового производства гирокаров. В те годы он трудился на военное министерство Российской империи: создал гироскопический успокоитель качки корабля, гироскопический курсоуказатель, стабилизатор корабельных орудий. Пришедшие к власти после Октябрьской Революции коммунисты, как ни странно, дворянина и бывшего губернатора в расход не пустили. Ему поручили строить монорельсовую железную дорогу, по которой бы курсировал гиропаровоз. В 1919-1922 гг. продолжалась работа над этим проектом: путь прокладывался по маршруту «Петроград — Детское Село — Гатчина». Помощь П.П. Шиловскому оказывали видные ученые Н.Е. Жуковский, П.Ф. Папкович, И.В. Мещерский, В.Н. Евреинов, А.С. Шварц и др. Согласно проекту, поезд с двумя вагонами должен был передвигаться со скоростью 150 км/ч. Дорогу удалось проложить на 12 км, дальнейшее строительство было остановлено в связи с разбушевавшейся в России Гражданской войной. П.П. Шиловский после этого эмигрировал в Англию.

s16

В Wolseley Tool & Motorcar Company инженера считали давно погибшим. Спонсирование его проекта было остановлено. Сам гирокар простаивал на задворках завода компании. П.П.Шиловский прекратил сотрудничество с WTMC и начал работать в Sperry Gyroscope Company. В 1924 году вышла его книга «Гироскоп: конструкция устройства и его использование». Всю оставшуюся жизнь он пропагандировал транспортные средства на гироскопах как технику будущего. И, как оказалось, был прав: взять хотя бы сигвеи и тьму их «копий», которые мы имеем счастье лицезреть в 21 веке.

В 1938 году легендарный гирокар Шиловского выставили в музее WTMC. Спустя десять лет его отправили на металлолом. П.П. Шиловский умер 03.06.1957 года в одном из городков графства Херфордшир (Англия).

Статьи       Прокат       Маршруты       Аренда       Продажа       Контакты